22 августа 2014 г.

Логические уровни НЛП

техники нлп - логические уровниКак всякое мастерство, НЛП - есть воплощение баланса. Баланса между теорией и практикой, между наукой и искусством, между сложностью и простотой. В этом оно подобно игре в шахматы, где одно поле - восемь на восемь клеток, два цвета и шесть видов фигур создают громадное разнообразие партий; или музыке, где семь нот есть источник всех мелодий.
НЛП состоит из небольшого числа элементов, которые дают небывалую разрешающую способность для изучения и описания субъективного опыта человека, а также гибкие и мощные средства проведения изменений.
Каждая техника и каждая модель НЛП как инструменты мастера сочетают гибкость с четкостью формы, простоту структуры с богатством и глубиной "недокументированных возможностей", часто неожиданно открывающихся со временем.



Модель логических уровней

Автор модели, Роберт Дилтс, в своей энциклопедии НЛП вводит логические уровни как отношения между элементами субъективного опыта: "Термин логические уровни, в том виде, как он применяется в НЛП, был адаптирован Р. Дилтсом из работ Грегори Бейтсона в середине 80-х и относится к иерархии уровней процессов для личности или группы.
Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом влиянии друг на друга. При этом, в зависимости от положения каждого логического уровня, взаимовлияние происходит с разной степенью интенсивности. Так, например, изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. При этом следует отметить, что формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.
Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):
  • окружение - реакции,
  • поведения - действия,
  • способности - направление,
  • убеждения и ценности - дозволение и мотивация,
  • идентичность - кто я?,
  • миссия - видение, смыслы, духовный уровень (на рисунке миссия и трансмиссия обозначены раздельно, но по сути они относятся к одному уровню)
Описание уровней
При знакомстве с логическими уровнями первым делом приходит на ум известное человеческое свойство - раскладывать все по полочкам. Продолжая аналогию, можно сказать, что изучение пирамиды уровней - хороший способ изучить сам "шкаф", со всеми его полочками. В модели Р. Дилтса внимание уделяется и самой системе расположения полочек, и тому, что и где лежит. Подобное знание оказывается весьма полезным на практике. Особенно, когда все разложил по полочкам, а что именно и куда конкретно - уже забыл.
Каждая "полочка" такого "шкафа" предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает уникальное множество категорий субъективного опыта. Посмотрим, что же скрывается за названиями уровней?
Начнем снизу вверх (см. рис.).
"Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеют место ваше поведение и взаимодействия", - вводит определение автор модели. Следуя определению, дополним его информацией из советского энциклопедического словаря: "окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир".
Все, что может быть выражено словами относительно этого уровня, отвечает на вопросы популярной телепрограммы: "Что? Где? Когда?" и другие аналогичные животрепещущие вопросы, например: "С кем? У кого?". По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, среду обитания человека.
Уровень окружения - набор категорий опыта, обладающих свойством статики (то есть неизменных во времени). Время на этом уровне - всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия. Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.
Уровень поведения, действий. Энциклопедический словарь определяет поведение как "присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде". Таким образом, этот уровень, отвечающий на вопрос "Что делает?", посвящен информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.
Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу - одна скорость. Я бегаю - другая скорость. Я мчусь во всю прыть - третья скорость. На этом уровне время - уже не дополнительная координата, а мера изменений. Получается, что уровень действия соответствует задачам, похожим на те, что ставит перед собой кинематика - раздел теоретической механики, где изучается только механическое движение тел без анализа определяющих это движение условий и причин. Условия и причины движений следует искать на уровне способностей.
Способности по энциклопедическому словарю - это "индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". "Многое в нашем поведении происходит из "ментальной карты" и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения", - определяет Р. Дилтс содержание данного уровня.
На этом уровне НЛП группирует разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос "Как?". Сюда же относятся различные состояния, являющиеся ресурсами при осуществлении стратегий. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода - внутренние силы нашего поведения, источники движения.
Убеждения. Ценности. Это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культуральные особенности. Формируются к десятилетнему возрасту, редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения. Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней.
Как сообщает энциклопедический словарь, ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос "Почему это так важно?" Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности. Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.
Уровень идентичности сводит систему убеждений и ценностей в самоощущение... Уровень идентичности указывает, с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат: "Кто предполагается вовлеченным? Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?
Прибавляя к этому определение энциклопедического словаря: "личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности", получим исчерпывающее описание категорий опыта, находящихся на данном уровне.
Если логический уровень убеждений и ценностей - есть некая алгебра человеческого опыта, то, продолжая параллель с математикой, уровень идентичности - некая топология. Топология - обобщение геометрии, занимающееся классификацией различных фигур и их свойств как целостных объектов.
В обычной геометрии квадраты, круги и треугольники - уникальные в смысле топологии фигуры с уникальными свойствами. Аналогично на уровне идентичности "Бизнесмен", "Семьянин", "Профессионал" - отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами.
А еще уровень идентичности - это уровень имен. Главный критерий вынесен в заголовок уровня - идентичность. Как в романе У. Ле Гуин "Волшебник земноморья" знание истинных имен окружающих предметов делает волшебника профпригодным, так и в НЛП - знание имен отдельных частей личности дает консультанту возможность осуществлять максимально быстрые изменения.
Как в обычном программировании идентификаторы применяются для доступа к информации, так и в НЛП на этом логическом уровне расположены идентификаторы очень больших целостных комплексов нашего опыта. Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.
Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень "Spiritual", который можно перевести и как "духовный": "В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается "духовного" опыта. Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или "духом" личности, группы или организации".
На практике из "духовного" уровня выделяется особый самостоятельный логический уровень. Он носит название "Миссия". По определению энциклопедического словаря "миссия (от лат. missio - посылка, поручение) - делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением". Определение не точно, а, скорее, метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне. Главным критерием отбора служит ключевое слово "определенное поручение".
Это уровень маршрутов, проложенных по "карте, которая не территория". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: "Зачем? Ради чего? В чем смысл?".
Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, - начиная от необходимых ролей и кончая конкретным сенсорно проверяемым окружением. Модель этого процесса воплощена, например, в компьютерных играх RPG, где, зная задачу и маршрут, каким предстоит пройти, можно выбрать для себя подходящего героя: воина, мага или даже вора, задать необходимые "скилы"- способности и подобрать нужное вооружение-окружение.
Если продолжать "научную" метафору, то уровень миссии открывает уровни философского и метафизического опыта, касающегося систем, больших, чем отдельная личность или идентичность.
Следующий уровень называется "Трансмиссия". Называть этот блок информации логическим уровнем вообще-то некорректно, поскольку, по сути дела, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии, как изображено на рисунке 2.

Перевернутая пирамида трансмиссии объединяет информации о системах, для которых субъект является одной из составляющих частей. В этом, по определению Дилтса, и состоит уровень "spiritual".
Данная пирамида в НЛП пока исследована мало. По крайней мере, подробного ее описания, как и методов работы с ее уровнями, в известных учебниках НЛП нет. Даются только схемы, где названия уровней и их количество несколько изменяется от источника к источнику.
Однако именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии и заканчивая крупными фирмами и государственными институтами. Решение конфликтов, ответы на вопросы: "Кто кому чего и сколько должен?" - могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Техника «Интеграция логических уровней»
  1. Подготовьте физическое пространство для каждого из шести ЛУ (расположите на полу листы бумаги)
  2. Определите значимые для вас контексты, которые имеют прямое отношение к достижению вашей цели
  3. Шагните на лист «окружение» и ответьте на вопрос: «Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении?»
  4. Сделайте шаг на лист «поведение» и ответьте на вопрос: «Какие важные для вашей цели типы поведения вы уже используете в данном окружении со значимыми людьми и вещами?»
  5. Шагните на лист «способности» и ответьте на вопрос: «Какие способности поддерживают эти виды поведения в данном окружении?»
  6. Шагните на лист «ценности/убеждения» и ответьте на вопросы: «Почему вы используете именно эти способности для выполнения этих действий? Какие убеждения и ценности определяют ваши способности, которые поддерживают данные виды поведения в данных контекстах?»
  7. Шагните на лист «личностное своеобразие/идентификация» и ответьте на вопросы: «Кто вы такой и почему храните эти ценности и убеждения? Чем вы отличаетесь по сути от других людей, обладая такими способностями, которые приводят к данному поведению в данном окружении?» Можно использовать метафору для выражения личностного своеобразия.
  8. Прежде чем шагнуть на лист «миссия/духовность», представьте себя как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Опишите (ВАК) свой образ, свое видение мира, частью которого являетесь вы сами. Затем шагните на этот лист и ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной.
  9. Увеличьте и заякорите свое физиологическое состояние, соответствующее вашему чувству миссии. Поддерживая это состояние, идите назад шаг за шагом, к «личностному своеобразию», «ценностям/убеждениям», «способностям», «поведению и окружению». По мере того, как вы привносите осознание собственной миссии и свой образ в каждое из пространств, обратите внимание на добавления на каждом логическом уровне, которое важно было бы сделать для наискорейшего достижения своей цели.
  10. Продвигаясь от уровня «миссии» к «окружению» важно сохранять соподчинение всех логических уровней с вашей миссией: какое «личностное своеобразие» будет более полно отвечать данной миссии? Какие «ценности/убеждения» будут соответствовать такому «личностному своеобразию»? И т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий